В среду, 16 декабря, закончился земной путь Алексея Дмитриевича Володченко. Наверное, не найдётся в городе человека, который бы не знал это имя. Шестьдесят три года он прожил в нашем городе, отдавая Сосенскому свои знания, энергию и силы…
Несколько раз мы общались в неформальной обстановке, и я всегда поражалась, насколько порой были точны его оценки людей или происходящих событий. Этот очерк — воспоминание не о Володченко-руководителе, а о Володченко-человеке. Понятно, что люди, когда-то работавшие с ним, знали его лучше, но даже из наших недолгих встреч можно составить мнение о характере человека. Интервью Алексей Дмитриевич не любил, рассказывал о себе неохотно, и в беседе всегда переводил разговор на работу, на планы и насущные проблемы города. Но некоторые моменты запомнились.
Алексей Володченко мечтал стать лётчиком, но стал шахтёром. На вопрос, почему он выбрал эту профессию, Алексей Дмитриевич ответил честно: «В общем-то, выбора тогда большого не было. Время сложное, многие жили трудно, бедно, а в техникуме — стипендия, общежитие… Начались занятия — мне понравилось. Вгрызался в науку, чтобы получить достойную профессию». Выпускник получил направление на шахту в городе Суворове Тульской области, работал горным мастером, но вскоре стал помощником начальника участка. Сам Володченко объяснил, что у него такой характер — взялся за дело — работай с полной отдачей.
В феврале 1957 года шахтёра направили в посёлок Сосенский на новую шахту. Ему было тогда 24 года. Молодому специалисту, по его словам, тогда во многом помог Василий Николаевич Галанов — поначалу Володченко даже жил у Галановых. Шестнадцать лет отработал Алексей Дмитриевич, дослужился до должности заместителя главного инженера, затем стал председателем шахтного комитета профсоюза. Его уважали за трудолюбие, честность. Возможно, кому-то не нравилась его принципиальность, но, как философски заметил Володченко, он не собирался менять из-за этого свою жизненную позицию.
На вопрос, были ли у молодого человека какие-либо увлечения, кроме работы, Алексей Дмитриевич пожал плечами и ответил, что жил как все нормальные люди — семья, домашние заботы, от которых никуда не деться, друзья… И повторил: «Нормально жил, нормально работал, на глупости времени не оставалось. Извините, я не умею красиво говорить. Я умею работать»…
Наша семья приехала в Сосенский в 1981 году, когда Володченко пригласили на должность заместителя директора завода по социально-бытовым вопросам. И так получилось, что он курировал те подразделения, где мы работали. Несколько раз приходилось обращаться к Алексею Дмитриевичу за помощью по каким-то вопросам — и он помогал. Был случай, когда нужно было решить важный производственный вопрос (я тогда работала в детском саду, летом замещала заведующую). Не буду вдаваться в подробности, но мы пришли к обоюдовыгодному согласию, хотя при встрече Володченко в шутку сказал мне: «Я не думал, что на мою хохляцкую прижимистость и умение добиваться результата найдётся ещё более упёртая личность»… То есть и пошутить мог, и проявить принципиальность. Но главное для него — делать дело, чтобы были результаты.
При случайных встречах он всегда здоровался, интересовался, как дела. Когда мы с семьёй проводили отпуск на заводской базе отдыха «Чайка», встретили там Алексея Дмитриевича. На мой вопрос: «Как отдыхается?» он засмеялся и ответил: «Это вы отдыхаете, а я проверяю, что сделано и думаю, что ещё нужно сделать для хорошего отдыха заводчан».
Выйдя на пенсию, Алексей Дмитриевич Володченко неоднократно избирался депутатом Сосенской городской думы. В семидесятые годы, будучи председателем исполкома поселкового Совета депутатов, он частенько обходил посёлок, разговаривая с людьми, взглядом опытного хозяйственника находил проблемные участки и намечал планы работы. И через много лет, став депутатом, не проходил мимо проблем, поднимая важные вопросы по благоустройству города на заседаниях думы. Я уверенно пишу об этом, так как слышала отзывы о его деятельности от многих жителей Сосенского.
Таким Алексей Дмитриевич Володченко и остался в памяти — спокойным, деятельным, уверенным в себе, немногословным — и беззаветно преданным городу, ставшему ему родным. Ещё в одиннадцатом веке персидский мыслитель и поэт Саади сказал: «Никто не вечен в мире, всё уйдёт, но вечно имя доброе живёт»… Эти слова полностью соотносятся с жизнью и деятельностью Почётного гражданина нашего города Алексея Дмитриевича Володченко.
Светлана ГОЛОШИНА