По-разному проводят люди свободное от работы время. Одни весь вечер отдыхают, сидя (или лёжа) у телевизора, другие спешат к компьютеру, третьи предпочитают книги. Кто-то идет или едет на огород, кто-то — на рыбалку… В общем, каждый находит себе любимое занятие.
А как жили в те годы, когда не было телевизора и интернета? Чем занимался рабочий человек, приходя домой после трудового дня? Я думала, задавая такой вопрос старожилам Сосенского — тем, кому в строящемся шахтерском поселке в пятидесятые годы было 20 — 25 лет, что мне многое расскажут. Однако пожилые люди затруднялись с ответом.
Оказалось, что свободного времени, в принципе, было немного. Парни и девушки из ближайших деревень после работы спешили к родителям, помогали по хозяйству, отдыхали и рано утром снова шли в Сосенский. Те, кто жил в общежитии, отмечали, что после смены в основном отсыпались. До 1956 года у трудящихся был восьмичасовой рабочий день при шестидневной неделе, но закон не ограничивал сверхурочные работы. Поскольку стране нужен был уголь, строительство поселка и подготовка шахт к эксплуатации велись рекордными темпами. Люди трудились сверхурочно, и отдых был необходим.
Женщины, конечно, занимались домашними делами, многие не работали, так как ни ясли, ни детсад ещё не построили. Женатые мужчины, как правило, спешили домой, но в дни получки могли позволить себе сходить в пивную, выпить кружечку-другую… Летом выходили посидеть во дворе, сыграть в домино, в карты. Хуже всех было холостякам в общежитиях — скучно, идти некуда, а хочется «и людей посмотреть, и себя показать». Тут уж бывало по-всякому. И ссоры случались, и драки. Но никто из опрошенных не говорил, что в Сосенском была криминальная обстановка из-за того, что сюда приезжали люди с судимостью. Собственно много ли их было-то по отношению к общему количеству людей в поселке? «Подумайте сами, — горячился один из старожилов — в любой деревне, в городах случаются драки — один на один, стенка на стенку, улица на улицу, но это ведь не значит, что там одни урки живут! Ну, есть такая традиция у русского народа, заводные мы, так что теперь — все бандиты, что ли?» И я с этим согласна. Время было такое, жизнь бурлила, вот «мутная пена» и проявлялась.
Гораздо серьезнее была проблема бытовой неустроенности. Вспоминают об этом с неохотой, мол, что поделать: всюду стройка, рабочему люду некогда следить за порядком и чистотой, тем более что многие живут в общежитиях (их к тому времени было тринадцать). Гораздо красноречивее документы… В протоколах заседаний поссовета депутаты часто поднимали вопрос о быте молодых рабочих и демобилизованных воинов в общежитиях, отношении съёмщиков к государственным квартирам (хотя жилье и в бараках — но ведь отдельные комнаты). Отмечали нехватку сараев для дров, плохое отопление, сырость, грязь, отсутствие воды и комнат для сушки одежды. Во дворах нет мусорных ям, вместо них — ящики, в которые люди выливают помои, и все «ароматное» содержимое растекается по улицам. Уборные стоят без дверей и в них полно грязи, причем возле некоторых бараков вообще нет туалетов. Вот выдержка из протокола № 7 от 21 сентября 1956 года: «…Вопрос о помойках, уборных и сараях ставят уже третий год, а дело не двигается. Жильцы на местах относятся к чистоте и состоянию домов безответственно». Далее каждый выступающий добавлял к уже сказанному свое мнение и другие факты. С некоторыми сокращениями привожу вывод депутатов: «Поселок в крайне запущенном состоянии. Все кивают друг на друга, но ничего не делается. Нет просветительской работы с населением. Многие улицы завалены мусором, пнями, дворы — дровами. Асфальта не видно под слоем песка. Рынок никем не убирается, отходы сваливают в траншею с водой. Антисанитария. В общежитиях всё — сушилки, кладовки — занято жильцами. Например, в бараке № 8 в сушилке 7 кв.м. проживают пять человек.
В комнатах грязь, грязная одежда лежит в комнатах, отсюда — вонь. Необходимо потребовать от субподрядных организаций выполнения договорных условий». Как видим, руководство Сосенского, депутаты прилагали определенные усилия к тому, чтобы поселок как можно быстрее благоустраивался. Но — как и сейчас — директивами даже улицу не благоустроить, если каждая из организаций, находящихся в поселке, заботилась только о выполнении своего плана — и побыстрее, для отчета. Поэтому и случались такие казусы: «… Дорстрой строит дороги, монтажники вскоре разрушают. Монтажники делают колодцы — Дорстрой засоряет. Нет согласованности в работе». Это выдержка из протокола заседания поссовета депутатов трудящихся. Что тут можно добавить? Разве что провести параллели между днем вчерашним и днем сегодняшним…
Не знаю, как отнесутся к вышеизложенному читатели, но мне хочется сказать спасибо людям, жившим в таких условиях и ухитрявшимся добывать уголь, выполняя и перевыполняя план. Работавшим на строительстве поселка, в школе и больнице. Людям разных профессий, отдающим стране все свои силы и здоровье и верящим, что их труд нужен и важен.
Однако нельзя однозначно сказать, что всё было так плохо. Ведь большинство жителей смотрели вперед с оптимизмом, стремились к лучшему. И действительно, верили, что пройдёт какое-то время, жизнь наладится, неурядицы и беспорядок исчезнут. А пока можно потерпеть. Как бы то ни было, свободное время проводили, как и сейчас, сообразно воспитанию и личным пристрастиям.
В Сосенском жили и те, кто стремился как-то разнообразить досуг жителей. В рабочих коллективах предприятий активисты организуют художественную самодеятельность, кружки по интересам, спортивные команды. В помещении барака по улице Ломоносова, в красном уголке, устраивались различные мероприятия — танцы, весенние и осенние балы, концерты. Многие вспоминают выступления своих товарищей — у кого-то был замечательный голос, кто-то играл на гармони… Когда же построили кинотеатр-клуб «Шахтостроитель», он стал очагом культуры в горняцком поселке. Первым директором «Шахтостроителля», вскоре переименованного в «Горняк», был Николай Черепанов. У истоков создания клубной художественной самодеятельности стояли Иван и Галина Ефимовы. Вскоре коллектив художественной самодеятельности Сосенского стал известным не только в районе, но и в области. К каждому празднику устраивались концерты — до сих пор помнят жители великолепные голоса Лины Савченко, Галины Шерстобитовой. С выступлениями ездили по области, участвовали в различных конкурсах, занимая призовые места.
Один из старожилов сказал: «Мы жили трудно, но весело. Ходили на танцы в клуб, там крутили пластинки — транслировали на улицу. Часто показывали кино, мы иногда один фильм смотрели несколько раз. Концерты проводились отличные! В праздники — на День шахтера, 1 Мая, 7 Октября — после официальных мероприятий в лесу устраивались народные гуляния (маёвки, октябрины). Было весело!» Надо отметить, что за годы деятельности «Горняк» действительно стал средоточием культурной жизни Сосенского. Именно здесь зарождаются фольклорные группы, которые сейчас выступают и завоёвывают призовые места и симпатии зрителей не только в России, но и за рубежом. Именно здесь начали проводить русские народные праздники, ставшие уже традицией и «визитной карточкой» нашего города.
В беседах часто повторяется одна фраза: «Мы жили дружно, помогали друг другу. Бывало, отмечали какое-нибудь событие всем домом или всей улицей. Ставили во дворе столы, еду приносили — кто что мог, гуляли с гармошкой, песнями». Вечерами соседи могли собраться у кого-нибудь в комнате, играли в лото, пели песни. Еще в начале пятидесятых одновременно со строительством частного сектора некоторые семьи стали разрабатывать участки под личные огородики. И после работы спешили туда — и выращивали урожай, подспорье к зарплате, — и отдыхали.
В футбол играли все — и молодежь, и старшее поколение. Футбольного поля в Сосенском как такового не было, жители сами расчищали и выравнивали площадки. До шестидесятых большое поле находилось в конце улицы Ломоносова, недалеко от котельной. Михаил Конякин вспоминает матч между командами шахтеров — «стариков» и молодежи. Команды назывались незатейливо: «Шахтер‑1» и «Шахтер‑2». Такие страсти кипели! Матчи проводились и между командами различных предприятий не только Сосенского, приезжали из Козельска, мехзавода.
Также в поселке, а затем и в городе, люди увлекались лыжами. То ли рельеф располагал к лыжным прогулкам, то ли любители заражали своим энтузиазмом своих друзей и знакомых, но в пятидесятых Сосенский «встал на лыжи», и они остаются любимым видом спорта до сих пор. Стоит упомянуть еще одно увлечение — рыбалка. Одни ходили с удочками на озера, другие — на Жиздру. Пять — десять километров — не расстояние для истинных рыбаков. Зато столько впечатлений… А если еще и клёв хороший, и улов отличный – душа радуется!
Вот так и жил все эти годы посёлок — в трудах и заботах, в огорчениях и радостях. Закрывались одни предприятия — появлялись другие. Сносились старые постройки — вырастали новые дома. Кто-то уезжал, а кто-то приезжал в Сосенский. Жизнь продолжается!
(Продолжение следует.)
Светлана ГОЛОШИНА.