Историю отдельно взятого поселения — будь то небольшая деревенька или мегаполис — невозможно отделить от истории страны, в которой находятся. Так и жизнь населения в поселке Сосенском неотделима от общественно-политических событий, происходящих в СССР, а затем и в России.
Чтобы понять, как и чем жили в то время люди, необходимо вспомнить события, происходящие в стране. Начиная со второй половины семидесятых в СССР начались трудности в экономике. Косность, бюрократизм, ошибки в планировании и управлении на государственном уровне привели к снижению темпов производства, а затем, в восьмидесятых, и к технологическому отставанию страны. Мы все помним эти годы: зарплаты повышались, но покупать было нечего. Вошли в обиход слова «дефицит» и «блат». В это время партийная элита на разных уровнях провозгласила курс на повышение роли политической пропаганды, усиление идеологической работы. Рекомендовалось уделять больше внимания культурным мероприятиям.
В то время большинство народа об этом не думало — мы просто (вернее, непросто) жили, трудились, растили детей, старались дать им хорошее образование, полноценный отдых. И, конечно, не оставались в стороне от культуры — музыки, кино, театра. Не все было доступно, но, по крайней мере, какие-то направления не только поощрялось, но и поддерживались. Поскольку финансирование было мизерным, многое зависело от руководителей — поддержит директор то или иное предложение — найдутся и средства, и возможности его осуществить. Так было и в Сосенском.
С 1975 по 1987 годы в Сосенском функционировали два крупных предприятия, обеспечивающих его жителей работой. Если до строительства филиала завода НИИАП посёлок назывался шахтерским, то этот период условно можно назвать шахтёрско-заводским. Как ни странно, упоминаний о заводе «Стройдеталь», ПМК, СУ в связи с участием в общественной жизни города нет ни в документах, ни у старожилов. И этот пробел очень трудно восполнить — этих организаций уже нет.
На «НИИАПе» все культурно-массовые мероприятия проходили либо в заводской столовой и актовом зале, либо в актовом зале ГПТУ. «Горняк» оставался городским центром культурного досуга. Поскольку клуб относился к шахте, то во многом (если не во всём) зависел от её руководителей. А руководству было не до культуры, хватало своих, производственных задач. Однако сложившийся в «Горняке» творческий коллектив не сдавал позиций. По-прежнему работал детский сектор, в кружках которого занимались дети всего поселка. Е.А. Гейко и занималась с ребятами, и помогала молодым работникам, поддерживала их. Руководитель фото и кинокружка И.Е. Никитин не только учил своих подопечных разбираться в аппаратуре, но и прививал любовь к прекрасному, развивал художественное видение мира. Основа любого дома культуры — художественная самодеятельность. Жители посёлка, не обделенные талантами, тянулись к творчеству, и находили поддержку у работников клуба. Сейчас прошлое вспоминается с ностальгией и чувством гордости, и кажется с высоты прожитых лет, что всё было замечательно, всё давалось легко… Нет, конечно.
На самом деле приходилось многого добиваться — уговорами, просьбами. Например, чтобы собрать на репетицию хор, художественный руководитель обходила всех участников, убеждала в необходимости посещать каждую репетицию, уговаривала мужа или жену поддержать свою «половинку», не препятствовать творчеству… Кого-то не отпускали с работы — а надо ехать в колхоз с концертом… Но все же и слава хора гремела на всю округу, и концерты проходили на бис. В 1981 году Светлана Тарнуева, в то время художественный руководитель клуба, организовала детский театральный коллектив. Готовили спектакли и выступали не только в Сосенском, но и по всему району. В «Горняке» какое-то время работал дискоклуб «Алые паруса», собирая на танцплощадку чуть ли не половину Сосенского. Казалось, что филиал НИИАП не имеет к городской культурной жизни никакого отношения.
Нельзя сказать, что существовало резкое разделение. Официальные праздники проходили на площади возле клуба, в детском секторе занимались все желающие, в том числе и дети заводчан, кружки художественной самодеятельности, вечера отдыха, киносеансы были открыты для всех. В то же время на предприятии проводилась отличная культурно-массовая работа, охватывающая все цеха и отделы. Некоторые мероприятия, которые готовил завод — например, День защиты детей, — проходили на танцплощадке около «Горняка» (на фото — из архива Л.К. Постновой).
В 1975 году директором филиала завода НИИАП был назначен Геннадий Иванович Шароваров. В это время идёт становление предприятия — вводятся в эксплуатацию новые цеха, строятся многоэтажные дома. Шахтёрский посёлок начинает приобретать черты города. На завод со всего Советского Союза прибывают специалисты с семьями. Они, как правило, занимали активную жизненную позицию, являлись лидерами и в труде, и на отдыхе.
Все культурные мероприятия директор одобрял, мало того, требовал от комитета комсомола расширять работу среди молодых рабочих, думать, чем занять молодёжь в городе. Большую организаторскую работу проводил и комитет профсоюза. С 1978 года председателем профкома была Людмила Константиновна Постнова, одна из тех 36 человек, принятых на работу в 1972 году. При профкоме существовали комиссии: культурно-массовая, производственно-массовая, спортивно-массовая, по работе с молодёжью и другие.
Руководителями комиссий выбирались или назначались наиболее деятельные люди, председатели цехкомов, профбюро, ведь они занимались общественной работой без отрыва от производства. Так, в тесном взаимодействии всех служб, отвечающих за досуг заводчан, развивалась и совершенствовалась культурно-массовая работа. Каждый год на заводе проводились смотры художественной самодеятельности. В цехах и отделах готовили номера — танцы, песни, стихи, причем на достаточно высоком уровне. Не будет преувеличением сказать, что в этих мероприятиях участвовало большинство работников предприятия. Смотры проходили в актовом зале завода или ГПТУ. Все номера оценивались жюри из членов профкома, комитета комсомола, партийной организации, администрации.
Заводчане участвовали в культурных мероприятиях не по призыву партии и комсомола, а по велению души — присутствовали интерес, тяга к творчеству. Талантливым и активным людям было где проявить себя — в спортивных состязаниях, в КВН, на вечерах отдыха, в подготовке и проведении праздников для взрослых и детей. Кроме того, регулярно устраивались экскурсии — в Москву, Суздаль, Владимир, Ленинград. Поездки на два-три дня организовывались совместно с козельским экскурсионным бюро, предприятие выделяло автобус, Козельск — экскурсовода. Желающих приобщиться к истории и культуре нашей Родины было много — каждая экскурсия обычно проводились для какого-либо одного подразделения завода.
Особо нужно рассказать о группе творческой молодёжи, чьи увлечения переросли в серьёзные дела в сфере культуры и досуга. Одним из них был Михаил Кобяков. Он работал на заводе с 1978 года, но в свободное время с друзьями занимался музыкой, организацией различных вечеров отдыха. В 70-80-е годы самым популярным в СССР, наряду с ВИА, стал стиль «диско». Музыкальные традиции и открытия зарубежных авторов стали источником вдохновения для многих талантливых музыкантов. Главным в диско был ритм, который идеально подходил для танцплощадок. Появлялись диско-клубы, на танцплощадках проходили вечера отдыха.
На заводе идея организовать что-то свое в русле общих тенденций витала в воздухе. Секретарём комсомольской организации филиала НИИАП в 1978 году был Леонид Усенко. Зная об увлечении Кобякова, комсорг предложил ему подумать об организации досуга молодёжи в Сосенском. Именно тогда ребята — Михаил Кобяков, Григорий Москаленко, Вячеслав Филаткин, Борис Шмелёв, Евгений Минаев и Владимир Лихачёв — создали дискоклуб «Алые паруса». Прежде чем начать работу, они не раз ездили в Днепропетровск, где изучали опыт лучшего дискоклуба, смотрели, как и что делается, учились. У них появилась хорошая аппаратура, место для проведения мероприятий. Коллектив очень серьёзно подходил к организации вечеров — каждому предшествовала тщательная подготовка. Они проводились один раз в месяц в актовом зале ГПТУ. Это были не просто дискотеки — вечера проходили по плану, показывались слайды, мультфильмы. Ведущий — диск-жокей Михаил Кобяков, общался с молодежью, «заводил» зал. Первая дискотека состоялась 11 января 1980 года и имела большой успех. Дискотеки регулярно проводились в течение двух лет.
В феврале 1981 года директором филиала завода НИИАП назначили Валентина Васильевича Субботина. Председателем профкома стал Василий Петрович Шевляков. Несмотря на экономические трудности, строительство новых цехов не останавливается — ведь продукция предприятия была необходима стране. Расширяется микрорайон — возводятся многоэтажные дома, вводится в эксплуатацию второй заводской детский сад, поликлиника, планируется построить школу-десятилетку. Завод становится градообразующим предприятием. Продолжают приезжать различные специалисты, находя себе место не только на производстве, но и в культурной жизни поселка.
Общие тенденции развития культурно-массовой работы остаются прежними, но есть и изменения. Разделился коллектив «Алых парусов» — одни остались на заводе, параллельно работая в «Горняке» в качестве совместителей, а другие перешли в Козельский РДК.
В середине восьмидесятых руководителем кружка самодеятельности при профкоме стала Светлана Тарнуева. Она писала сценарии конкурсов между различными подразделениями завода, курировала их проведение. Например, ярко и празднично прошёл конкурс «А ну-ка, девушки!» Светлана Ивановна создала театральный кружок, куда привлекала творческих людей из цехов и отделов. Спектакли ставились на сцене актового зала завода. Готовить декорации помогали цеха, многое приносилось из дома. Зрителям постановки нравились.
В 1984 году Алексей Тарнуев создал музыкальную группу «Календарь». В неё вошли Александр Соловьёв, Александр Кудинов, Валерий Грошев, Владимир Кожушко, Светлана Кухто. С аппаратурой помогзавод. Репертуар тщательно подбирался, состоял в основном из популярных песен — советских и зарубежных. Когда песня исполняется не только с любовью, но и с большим профессионализмом, это чувствуется сразу. Зрители с восторгом принимали выступления молодого коллектива.
Руководители предприятия понимали, что назрела необходимость постройки культурно-спортивного комплекса — нужно не только помещение для проведения концертов, показа кинофильмов, работы многочисленных студий и кружков, но и для занятий спортом. Вместе со строителями дворец культуры возводили все заводчане. За каждым подразделением закрепили определенный участок, проводились субботники. Торжественное открытие уникального по архитектуре ДК «Прометей» состоялось в ноябре 1986 года.
Летом 1984 года «Горняк» из подчинения шахты передали в ведение районного отдела культуры. Коллектив работал как и прежде — с душой и любовью к своему делу — и жители с удовольствием посещали свой клуб.
Наступил 1987 год. Церемония закрытия прошла 15 ноября. На гора была поднята последняя вагонетка угля (на фото — из архива детской библиотеки). Переходный — шахтёрско-заводской период закончился.
(Продолжение следует.)
Светлана ГОЛОШИНА.