Как мы уже сообщали, не так давно состоялась встреча, посвящённая 90-летию со дня рождения выдающегося творца — О.В. Буткевича. В Козельском краеведческом музее собрались все те, кто захотел почтить память Олега Викторовича.
Вела встречу его вдова — ныне инокиня Христина — в миру Любовь Михайловна. Она является исполнительным директором Детского культурно-оздоровительного центра имени святых Флора и Лавра, который находится в селе Фроловское, расположенном неподалёку от Козельска. Приют был создан заботами Олега Викторовича летом 2004 года.
В начале поминовения настоятель Воскресенской церкви иерей Николай предложил троекратно исполнить пасхальный тропарь.
О Буткевиче можно говорить долго. Он — и скульптор, и живописец, и поэт, и искусствовед, и журналист, и член-корреспондент Российской академии художеств, и действительный член Петровской академии наук и искусств, и заслуженный деятель искусств РСФСР. При этом надо сказать, что всё, чем бы он ни занимался, выходило на ять.
К сожалению, в 2007 году Олега Викторовича не стало. Он похоронен на кладбище села Фроловское.
До 2003 года супруги жили в Москве. Воцерковившись, они решили переехать в Козельск, чтобы жить неподалёку от Оптиной пустыни.
В память о своём почившем супруге матушка Христина написала и в прошлом году издала книгу — «Олег Буткевич. Страницы из жизни и творчества».
Герой монографии по материнской линии является потомком двух дворянских родов — бояр Череповых и князей Мещерских. А дальние предки по отцу были отпрысками шотландской королевской фамилии.
В книге приведён трагикомический эпизод, передающий атмосферу жизни в сталинском СССР. Виктора Буткевича, отца Олега, как-то вызвали в НКВД. Среди прочих формальных вопросов ему задали и такой:
— Есть ли у вас родственники за границей?
— Да.
— Кто?! — «приняли стойку» чекисты.
— Английская королева — невозмутимо ответил допрашиваемый.
— Да идите вы отсюда со своими шуточками! — с раздражением послали большевики гражданина «из бывших».
А ведь это была сущая правда! Впрочем, хорошо, что продолжатели дела «железного Феликса» Буткевичу не поверили.
Более близкие предки Буткевичей происходят из шляхетского рода.
В начале прошлого века они имели поместье в селе Русаново Тульской губернии, находящегося на берегу живописной Упы. Сам Лев Толстой бывал в гостях у Буткевичей. Сохранившаяся групповая фотография подтверждает это.
В годы красного террора они продали имение и переселились в Москву…
Ещё будучи юношей, Олег Буткевич стал писать стихи, притом сразу на довольно высоком уровне. Инокиня Христина показала нам сохранившуюся книжицу «Стихи 1942-1943». Рукописный томик — произведение «самиздата». Он изготовлен вручную в единственном экземпляре самим автором. Это произошло в эвакуации — в башкирском селе Воскресенское.
Вдохновившись местным фольклором, Олег написал и поэму «Сказка про Аидку». Её он собственноручно проиллюстрировал. Вы слышали от Аидке? Это — башкирский богатырь, который промышлял разбоем. Греховное занятие злодея прервал простой русский парень, которого звали, конечно же, Иван.
Сильное, но неполиткорректное произведение напечатано быть, безусловно, не могло.
Ещё в годы войны юношу призвали в Рабоче-крестьянскую Красную армию. Его учили управлять знаменитым пикирующим бомбардировщиком «Пе-2». Но из-за травмы попасть на фронт старшему лейтенанту не довелось.
Затем Буткевич учился в художественном институте имени В. И. Сурикова на скульптурном отделении.
У Олега Викторовича развился и писательский талант. Так, он создал эссе по эстетике «Красота».
В самом конце шестидесятых годов он стал заведующим отделом изобразительного искусства газеты «Советская культура». Журналистская работа ещё более расширила спектр многочисленных талантов Буткевича. Затем он трудился на посту главного редактора журнала «Декоративное искусство СССР».
Олег Викторович являлся секретарём Союза художников России и Союза художников СССР.
Буткевич планировал установить в Козельске на пьедестале, на котором прежде находилась примитивная гипсовая статуя «вождя мирового пролетариата», величественную скульптуру витязя. Летом 2006 года мне довелось видеть в доме творца пластилиновую модель памятника, который мог бы стать данью памяти героям обороны города от батыевцев. Но Господь распорядился по-другому. Буткевич умер 2 января — в день памяти почитаемого им Иоанна Кронштадского. Олегу Викторовичу шёл 83 год.
Рассказ о Буткевиче на встрече в музее иллюстрировался слайдами и чередовался подобающими случаю песнями. Их исполнял хор Детского культурно-оздоровительного центра имени святых Флора и Лавра (на фото).
Мне посчастливилось быть знакомым с Олегом Викторовичем. К сожалению, судьба ограничила общение с ним двумя короткими встречами. Однако, чтобы попасть под обаяние этого выдающегося и вместе с тем простого человека, хватило и столь малого времени.
В конце поминовения выступали и официальные лица, и обычные люди. Они выражали чувства, переполняющие их, подносили матушке Христине цветы.
Она же подарила всем, почтившим память её супруга, книгу о нём. Несколько слов о монографии, вышедшей полутысячным тиражом. Она прекрасно, со вкусом издана. В ней 268 страниц, на которых представлено множество чёрно-белых и цветных фотографий, а также документов. В книге приводятся стихи Буткевича, репродукции его акварелей и скульптур. Так что читатель может не только узнать о перипетиях жизни Олега Викторовича, но и познакомиться с его богатым творческим наследием.
На фото: обложка монографии. На ней изображён храм святых Флора и Лавра в селе Фроловское.
Скульптура «Африка». Начало 1950-х годов.
Валерий ЦВЕТКОВ.