Не стареть душой…

В редакцию позвонили. Жизнерадостный голос, принадлежавший явно пожилой женщине, с налёта обругал предыдущего губернатора, закрывшего сосенскую больницу. Затем переключился на позитив и сообщил: «А вы знаете какие красивые цветы высадили мои соседки перед домом? Как у нас здесь здорово всё благоустроено? Не знаете! А вот приходите, расскажу!»

У дома 18 по улице Кирова меня встретил действительно шикарный цветник. На дорожке к подъезду сидели в тенёчке две восхитительно пушистые чёрные кошки, даже не подумавшие сдвинуться при моём приближении. Домофон почему-то не сработал. Любовь Израилевна Белоцерковская сама спустилась к двери и открыла мне подъезд.

Мы сидели на кухне, Любовь Израилевна угощала квасом и рассказывала о своей жизни. Она родилась в Одессе («Вы услышали, как я произнесла слово «Одесса»!?»), но прожила там лишь до трёхлетнего возраста. В Великую Отечественную семья с последним пароходом эвакуировалась на Урал. Когда советская армия освободила её родной город, они сразу же отправились домой, но по дороге глава семейства скончался, и дядя по матери, демобилизовавшийся в Черновцы, предложил Любиной маме переехать в свой город.
— А вы про Черновцы тоже ничего не знаете! Это маленький Париж! Свой театр, своя филармония — очень много творческих людей. Свои артисты, художники, свои певцы — София Ротару же оттуда! Это замечательный город. Когда кто-то хотел с кем-то встретиться, он шёл на улицу Кобылянскую. В субботу, воскресенье там невозможно было ходить. Такая улица, где несколько кинотеатров, ресторанов, понимаете, что это было? Это было замечательно!

В Черновцах Любовь Израилевна закончила техникум промышленности строительных материалов и её распределили в Азербайджанский город Сумгаит. Полгода она проработала мастером на кирпичном заводе, затем перевелась на трубопрокатный завод. Металлургию Белоцерковская, по её собст­венному признанию, полюбила всем сердцем («Вы знаете металлургию? Нет, вы её не знаете! А мы немножко знаем, мы работали там!»). Она была уже замужем, муж трудился на том же заводе инженером по технике безопасности. На заводе Любовь Израилевна работала в лаборатории, потом занималась поставками сырья, ездила в командировки. Однажды её направили в пионерский лагерь «Металлург». Так начался новый этап в её жизни — работа с детьми.

Однако спокойная жизнь уже заканчивалась. Шли восьмидесятые годы. Со страниц учебника истории начинала капать кровь — в Азербайджане набирала силу и разрасталась национальная рознь. И тогда семья Любови Израилевны перебралась в Сосенский.

— А потом мы приехали сюда. Почему мы приехали сюда? Ну, вы поняли, что я еврейка. Муж у меня тоже был еврей, невестка — русская. Когда там началось это всё… Ну, вы мало что об этом знаете, но мы на себе это пережили!

— У вас уже в восьмидесятых всё началось?

— Раньше! Вообще такая глупость… Глупость, глупость! И мы сюда переехали всей семьёй. У нас семья здесь большая — Батаевы-Белоцерковские. Вот такая наша большая семья! Мы все вместе приехали, и теперь живём здесь.

До пенсии Любовь Израилевна успела поработать в местном пионерском лагере. Её сын вначале работал на Приборостроительном заводе, затем перебрался в Москву.

Годы шли, но Любовь Израилевна неизменно отличалась весёлым и неугомонным характером. В начале двухтысячных она вместе с Галиной Ивановной Поляковой организовала в нашем городе клуб пенсионеров. Назвали его — «У самовара». Встречи у самовара в гостеприимном «Прометее» всегда проходили весело, с душой. К встречам разучивали стихи, песни, вели специальный альбом, куда записывали впечатления от каждой встречи. Клуб действует и сейчас, и, хоть здоровье не позволяет Белоцерковской приходить на собрания единомышленников, она по-прежнему поддерживает связь с его участниками.

— Я им подсказывала — давайте сделаем танцы. В Москве уже делают танцы. Опять танцуют люди. Почему бы у нас не потанцевать? Я сама пою, и танцевала много. Теперь уже не могу, всё прошло…

Воодушевившись, Любовь Израилевна буквально фонтанирует идеями:
— А почему не собрать художников, которые у нас есть в Сосенском? Которые пишут очень здорово. Вы таких не знаете? А я знаю! Их бы всех собрать и дать много красок, чтобы они раскрасили весь Сосенский, чтобы было всё цветное! И кругом цветы! Разве это плохо? А посмотрите сколько велосипедистов на улицах! Почему бы не устроить им город­ские соревнования на велосипедах? Это было бы интересно. Разве нет?

Любовь Израилевна уже не так мобильна, как десятком лет раньше — ей сейчас 85 лет. Она давно живёт одна, но по-прежнему жизнерадостна и бодра. Поддерживает отношения с друзьями, созванивается с бывшими воспитанниками из пионерлагерей, которых жизнь раскидала по всему свету. С теплотой рассказывает о периодически навещающем её сыне, с удивлением, словно не веря самой себе, произносит его возраст — 65 лет. Очень по-доброму отзывается о соседках, создавших и поддерживающих так поразивший меня цветник на клумбах у дома и подкармливающих местных уличных кошек. С удовольствием рассказывает об их увлечениях и талантах. Она из тех людей, кто вопреки возрасту не стареет душой.

Олег БЕЗРУКОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16+
Сетевое издание «Сосенский городской общественно-политический портал «Наш город» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 21 августа 2017 г. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 70753. Учредитель — Автономное учреждение «Редакция газеты «Наш город», 249710, Калужская обл., Козельский р-н, г. Сосенский, ул. 8 Марта, д. 3. Телефон редакции +7 (484-42) 4-27-16. Адрес электронной почты редакции ngsgazeta@gmail.com
Главный редактор О.В. Безруков.