Как правило, каждому из нас на жизненном пути встречались люди, оказавшие решающее влияние на наше развитие. Это и есть наставники, и их роль в становлении человека огромна. В Сосенском с уважением и любовью говорят о старейшем педагоге нашего города — Нине Акимовне Лукиной, учителе географии и завуче по учебно-воспитательной работе сосенской средней школы. Этой весной ей исполнилось 92 года.
В доме по улице Ломоносова Ирину Кобякову и меня уже ждали. Нина Акимовна встретила нас радостной улыбкой, пригласила пройти. В этот день у неё гостила дочь Татьяна с мужем, и мы беседовали за чашкой чая впятером.
У Нины Акимовны — феноменальная память. Она помнит всех родственников, своих и мужа, сослуживцев, учеников и всех знакомых, начиная с друзей детства и соседей там, где она когда-то жила и здесь, в Сосенском. Подробно и обстоятельно она поведала нам о своей жизни и работе. А если упускала что-то интересное, то ей помогала Татьяна, потому что мама не раз рассказывала детям о своём детстве, юности, военном лихолетье. По воспоминаниям Нины Акимовны можно написать целую книгу о жизни русской деревни, начиная с довоенных лет.
Нина Акимовна с теплотой вспоминала свою маму. До революции, ещё маленькой, её взяла на воспитание семья сельского священника. Девочке дали хорошее по тем временам воспитание и образование — она училась в церковно-приходской школе. Замуж Анну выдали в восемнадцать лет за Акима Васина. Жених был на год старше невесты. Семья Васиных жила в деревне Железинка Сухинического района (тогда — Смоленской области), в четырёх километрах от станции Кудринской. Семья считалась богатой — родители Акима держали лошадей, коров и другую живность. Так что молодой жене пришлось нелегко с таким хозяйством.
Вскоре у молодых родился сын, а затем ещё один. 23 мая 1931 года родилась дочка — Нина. Отец работал в кузнечной мастерской. Поскольку мама, Анна Сергеевна, была грамотной, руководство колхоза назначило её почтальоном. А позже она стала собирать у селян молоко (объезжала на повозке с лошадью три деревни) и отвозила на центральную усадьбу колхоза. Там сдавала молоко, брала почту и, возвращаясь домой, развозила письма, газеты. Это был нелёгкий труд, а ведь и домашние дела нужно сделать. Такие подробности нужны, чтобы понять, в какой среде «выковался» характер Нины — она ведь с малолетства помогала матери. У Акима было ещё три младших брата, которые через несколько лет уехали работать в Москву — да там и остались. Затем к сыновьям переехали и родители. Нине тогда было лет 6–7.
Отец тоже отправился на заработки в столицу, оставив жену с тремя детьми в деревне. Неизвестно, какие у него были планы — первое время Аким изредка приезжал, а с 1937 года перестал появляться и писать (он подал весточку только в 1943 году — у него уже была другая семья). К тому времени и Анна Сергеевна вышла замуж, у Нины появился младший братик, а в 1943 году — сестрёнка. Старшие братья — уже взрослые. Один после ремесленного училища, в 18 лет, ушёл на фронт. Он защищал Москву, но война для него продолжилась и после Победы — на Дальнем Востоке. Вернулся в родные края только в 1950 году. Второму брату к началу войны исполнилось 16 лет. Подростков из деревни отправили на «трудовой фронт» — и домой он не вернулся — остался в Новосибирске.
Бойкая, энергичная девочка росла смышлёной, самостоятельной, трудолюбивой, умела за себя постоять. Нина пошла в первый класс в восемь лет, и в школе ей очень нравилось. Но — началась Великая Отечественная война. Уже в октябре 1941 года фашисты оккупировали Сухинический район.
Нина Акимовна вспоминает: «В один из дней немцы на мотоциклах просто проехали по деревне. Все люди попрятались. Через два дня они явились на грузовиках, все с автоматами. Их встречал староста. Из деревни заранее эвакуировали всех работоспособных мужчин, всех учителей и коммунистов. Остались дети и женщины. Немцы обошли всю деревню, затем большинство из них уехали, и приезжали только за продуктами. Жители резали свой скот и прятали мясо. Фашистам было не до нас, так как шли ожесточённые бои под Москвой».
Полностью район освободили только летом 1943 года, но из деревни фашисты ушли раньше. Нина Акимовна уточнила, что поздней осенью 1942 года недалеко, в лесу, советские части начали скрытно строить аэродром — над деревней часто летали немецкие самолёты-разведчики — «рамы». У Васиных некоторое время жили восемь женщин, работавших на строительстве. Печку Анна Сергеевна топила два раза в день, чтобы можно было обогреться и просушить одежду. Работницы спали на полу. Вместе с семейством женщины даже встречали Новый год, потом неожиданно уехали, перед этим вырыв на огороде окоп. Нине было 11 лет, братику — 4 года.
Рассказчица продолжила: «В небе за деревней мы нередко наблюдали воздушные бои, видели, как «ястребки» атаковали фашистов. Однажды недалеко от нас самолёт сбросил бомбу. Тогда при взрыве от осколков погибла моя подружка. Это было очень страшно.
Приходилось много работать, восстанавливать колхозное хозяйство. Мы, в основном девчонки-подростки, помогали взрослым не жалея сил. Работали с раннего утра до обеда, да и потом находились дела. Землю на быках пахали, а справляться с такой тягловой силой нелегко. Потом сеяли, жали, убирали урожай. Это было самое трудное время».
В школу прислали учителя, и Нина пошла в третий класс. После окончания четвёртого учебного года директор школы настоял, чтобы дети учились и дальше. А учитель, видя школьные успехи Нины, посоветовал ей поступать в педагогическое училище. Подруга предложила ей ехать в Козельск (от деревни — 40 километров). Анна Сергеевна на «молочной» телеге отвезла девочек в город. Попросились на ночлег к чужим людям, те дали им приют, пока идут экзамены. Нина успешно сдала все предметы, а вот подруга не прошла по конкурсу. Пройдя пешком 40 километров (!) девочки вернулись домой.
Осенью мать опять отвезла дочку в Козельск, через знакомых найдя ей жильё в близлежащей деревне. Училась Нина хорошо, занималась общественной работой. Окончила училище в 1951 году и с 15 августа 1951 года начала работать в начальной Субботин¬ской школе Сухинического района. В следующем году Нину Акимовну перевели в Плаховскую среднюю школу учителем географии и математики. Тогда же она поступила в московский заочный педагогический институт (диплом получила в 1959 году).
На последнем курсе училища, в 1950 году, Нина в Козельске познакомилась со своим будущим мужем. Реня Лукин после блокадного Ленинграда служил в морской пехоте в прибалтийском Шауляе. В деревне Дерибино недалеко от Козельска (около 13 км) у него жил отец, Иван Илларионович, к которому сын приехал на побывку. Когда Реня пригласил Нину в кино, она отказалась. Однако парень был настойчив, начал ухаживать за девушкой. В кино они всё же сходили. Он уехал в Шауляй, молодые переписывались, встречаясь, когда моряк приезжал на побывку.
Иван Илларионович был в Дерибино председателем сельсовета, затем перешёл на работу в ОРС, по снабжению столовых, и обосновался в Сосенском (в 1954 году его выбрали председателем поселкового совета). Отец предложил сыну оставить службу и приехать на родину. Так Реня Иванович услышал от отца о строящемся шахтёрском посёлке. Молодой человек демобилизовался и, приехав в посёлок, получил место в общежитии и стал работать в ПМК-630 токарем высшего разряда.
Реня сразу же поехал в деревню к Нине и сделал ей предложение. Они заехали в Железинку, где Нина познакомила ухажёра со своей мамой. Мама выбор дочери одобрила и благословила её. В 1953 году влюблённые расписались. В общежитии они пробыли только один день, на второй — сняли комнату в бараке. В Сухиническом роно Нина уже предупредила о своём браке и переезде в Сосенский.
В Козельском роно ей сказали, что учителя уже есть, а вот школы ещё нет — выделен барак, в который к учебному году нужно завезти школьное оборудование и оформить классы. Директором был назначен Анатолий Григорьевич Осипович. В здании было всего пять классных комнат. Приняты на работу восемь учителей-предметников и два учителя начальных классов. К первому сентября в школу записали 68 детей.
Нину Акимовну оформили в сосенскую среднюю школу 15 августа 1953 года на должность счетовода. Но фактически она выполняла ещё и работу бухгалтера, а также помощника (секретаря) директора. Кроме того, в первый год молодой педагог заменяла находящуюся в декретном отпуске учительницу географии. Этот год дал Нине Акимовне опыт административной работы, умение работать со взрослыми — учителями, чиновниками. Она не раз заменяла больного директора, и не только успешно трудилась, но и была активным общественником, организатором многих школьных мероприятий.
В следующем году Нине Лукиной дали начальный класс — школа расширялась, в первом бараке места не хватало, и под классы выделили ещё два здания. В 1959 году Нина Акимовна — завуч в 5–6 классах, и при этом преподаёт математику. 1962 год — директор сосенской средней школы. Нина Акимовна не хотела идти на эту должность, но, судя по характеру педагога, её внутреннее убеждение можно выразить одной фразой: «Если не я, то кто же?»
Три года она была на руководящей должности, пока директором не назначили Валентину Ивановну Волкоедову. Педагог вернулась в класс — учителем географии. Она всей душой отдавалась работе с детьми, готовила открытые уроки, проводила олимпиады… Но через шесть лет Нину Акимовну опять назначают завучем, при этом она продолжает преподавать.
Своим трудом она заслужила признание не только своих учеников, но и педагогов школы. Ведь заведующий учебной частью — это учитель учителей, наставник, профессионал, чья поддержка, советы (и замечания) значима в работе каждого педагога. Всю важность и ответственность этой должности сможет понять только другой завуч…
Вот одно из высказываний педагога-завуча о своей деятельности: «Если вы умеете проектировать работу коллектива, организовывать выполнение намеченного, стимулировать людей на творческую, добросовестную работу, контролировать процесс и анализировать результаты — значит, вы умеете управлять». Эти слова полностью можно отнести к деятельности завуча Нины Лукиной.
В 1987 году Нине Акимовне исполнилось 56 лет и со стажем в 36 лет она вышла на пенсию. Но уже с сентября педагога опять пригласили в школу — СОШ №2. Она не отказалась от подработки, по три месяца, временно, заменяла учителей. Лишь в 1999 году Лукина окончательно распрощалась со школой. Общий педагогический стаж Нины Акимовны — 48 лет!
Деятельная натура рабочего человека не позволяла ей сидеть дома. Она занималась общественной работой, к ней приходили (и приходят!) краеведы, её приглашают на все торжественные мероприятия города. Она и сейчас полна бодрости.
Личная жизнь Нины Лукиной сложилась удачно. Любящий муж, заботливые дети, любимая работа, общественное признание… Что ещё нужно человеку для счастья? У Нины Акимовны — четверо детей — две дочери и сыновья-близнецы. Они видели маму в школе — и вечерами, когда она приходила усталая домой. Старшие девочки занимались с братьями, все учились хорошо. Жизнь семьи была подчинена режиму школы, а муж всё прекрасно понимал и во всём помогал.
Одна из дочерей, Татьяна, заметила: «Мы никогда не ощущали себя брошенными, потому что понимали маму». Обе дочери также имеют высшее педагогическое образование. У Нины Акимовны — пятеро внуков и трое правнуков. В конце беседы она сказала: «Я живу благодаря тому, что у меня любящие, заботливые дети. Они мне во всём помогают».
Нина Акимовна Лукина — Отличник народного образования, ветеран труда, имеет медаль и звание «Труженик тыла». Графы трудовой книжки Нины Акимовны полностью заполнены записями о поощрениях, премиях и почётных грамотах на всех уровнях — от школы до Министерства просвещения СССР — за отличную постановку работы в школе, за добросовестный труд.
Старейший педагог Сосенского, Нина Акимовна всем учителям Сосенского пожелала успехов в их нелёгком труде, побольше творчества, прилежных, умных учеников. И самое главное — чтобы идеи и мечты учителя воплощались в делах их воспитанников.
Светлана ГОЛОШИНА