История отдельно взятого города — это прежде всего история живущих в нём людей. По разным причинам приезжали в шахтёрский посёлок его будущие жители, и для многих Сосенский стал родным, малой родиной, где они жили, работали, растили детей.
Иван Тимофеевич Кренделев приехал в посёлок в октябре 1959 года. Ему пришлось много пережить, много переезжать, и лишь в Сосенском он обосновался всерьёз и надолго. Родился 22 мая 1924 года в селе Городенец Веневского района Тульской области, в крестьянской семье. Родители жили бедно, занимались земледелием, растили четверых детей.
Ване исполнилось одиннадцать лет, когда семья переехала в совхоз Городище, где отец стал работать конюхом, а мать свинаркой. Однако прожив в совхозе всего год, в 1935 году они стали жить в Огарёвской больнице Болоховского района. Мальчик не знал, почему так получилось, но, судя по тому, что через год отец умер, можно предположить, что глава семьи долго болел. На иждивении матери остались четверо детей, младшему из которых было всего четыре года. Они так и остались в больнице, потому что мать тоже заболела. Умный, пытливый паренёк любил учиться, но нужно было как-то содержать семью.
За год до начала войны Иван, окончив седьмой класс, стал работать в больнице счетоводом. В своей автобиографии Кренделев ничего не написал о старших детях, только коротко отметил, что на его руках находились мать и девятилетний брат. Фронт приближался, но эвакуировать персонал больницы и больных (их было 11 человек вместе с его матерью и двумя тяжелоранеными красноармейцами) не успели. Немцы пришли в деревню в ноябре 1941 года.
Чудом сохранился тетрадный листок, где Иван Тимофеевич описывает жизнь в оккупации. Когда стало ясно, что фашисты вот-вот появятся, решили спрятать более ценные вещи — хорошие инструменты, новое постельное бельё и одежду, часть продуктов. Врач написал вывеску, что в люди в палатах больны тифом, а поскольку большинство из них действительно находились в тяжелом состоянии, немцы стали обходить больницу стороной. Из мужчин в учреждении были два старичка — сторож и бухгалтер, да два паренька, одногодки Кренделева. За больными и ранеными ухаживали врач и Иван. Парень колол дрова, топил печь, носил воду. Он был невысоким и, как сам выразился, незаметным.
Однако уже на третий день солдаты отняли у Вани шапку и валенки, а за сопротивление подросток получил крепкую зуботычину. В деревеньке оккупанты не зверствовали, но на подзатыльники не скупились.
Через месяц, в ночь с 12 на 13 декабря, фашисты без боя ретировались из деревни, а утром пришли красноармейцы-разведчики, следом и регулярные части. Иван снова приступил к работе счетоводом, а затем и кладовщиком.
В августе 1942 года Ивана Кренделева призвали в ряды Советской армии. Парня направили сначала в полковую школу, затем в у чебную стрелковую бригаду в Костромской области. Только в октябре 43-го командир отделения 927 стрелкового полк попал в Оршу, на передовую, и ему не повезло — через месяц получил ранение. Полгода воин лечился в госпитале, и вновь — на фронт. Воевал в 15-м отдельном огнемётном батальоне, был командиром отделения. В августе 1944 года советская армия вышла на границу Восточной Пруссии. Иван участвовал в штурме Кенигсберга в апреле 1944 года. После Победы остался в строю. В 1945 году Иван Тимофеевич был награждён медалями «За отвагу», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией».
Демобилизовался в октябре 1945 года, вернулся на родину, устроился работать в Болоховскую геологоразведочную партию коллектором (была когда-то такая узконаправленная специальность). В 1946 году Иван окончил четырёхмесячные курсы по рабочей специальности. Женился. Через год с семьей жены переехал в город Крапивну, и опять стал работать в геологоразведочной партии (ГРП). Затем Кренделева перевели в Щёкинскую ГРП на должность участкового геолога. Жена заболела и вскоре умерла.
Иван Тимофеевич уехал из Щёкино, и в мае 1948 года оформился в Воскресенскую ГРП треста Мосбассуголь сначала старшим коллектором, затем участковым геологом. Все эти переезды, жизнь в общежитиях, наверное, могли бы сломать человека, но Кренделев не сдался. Он работал, стал комсомольцем, за высокие производственные показатели получил почётную грамоту ЦК ВЛКСМ. Иван вновь женился, вскоре родился первенец, сын Василий. В 1951 году Иван Тимофеевич был направлен в Тульский горный техникум, и по окончании учёбы получил диплом по специальности «техник-гидрогеолог узкой специализации».
Жизнь налаживалась. Иван трудился гидрогеологом Воскресенской ГРП треста Калугауглегеология (так обозначено в трудовой книжке), вступил в ряды КПСС, на работе его ценили. Вскоре Иван Тимофеевич забрал к себе мать, в 1951 году родился второй сын, Владимир. Семья жила дружно, мать помогала невестке воспитывать мальчишек, ведь глава семьи большую часть времени отдавал работе — так уж было заведено в то время. Но в свободные минуты он занимался с сыновьями. Иван учил их мастерить, приучал к порядку, если давал какое-то задание — следил, чтобы оно было выполнено в заданный срок.
Весёлый, общительный, Иван Тимофеевич был душой любой компании, хорошо играл на гармони. С этим музыкальным инструментом он не расставался и на фронте. На работе был требовательным и к себе, и к окружающим людям, в глаза высказывал, если были какие-либо недочёты. В 1954 году снова переезд — специалиста перевели в Воротынск. Иван стал участковым геологом Воротынской ГРП. Здесь через год родился третий сын, Сергей.
В октябре 1959 года Кренделева перевели в Козельское стройуправление треста «Калугашахтострой», и семья переехала в Сосенский. В 35 лет Ивана Тимофеевича назначили начальником отдела снабжения Козельского стройуправления, где он и проработал до самой пенсии, пользуясь уважением сослуживцев. Его характеризовали как справедливого, ответственного человека, который всегда держал данное слово. Уже в Сосенском Иван Кренделев получил ещё одну военную награду — орден Великой Отечественной войны III степени. Как говориться, через много лет награда нашла героя.
Сначала семья жила в трёхэтажном многоквартирном доме по улице Сталина (Ломоносова), затем Кренделевы получили квартиру в финском доме по улице 19 партсъезда. Дом был с приусадебным участком, и глава семьи — мастер на все руки — не только отремонтировал и обустроил дом, построил сарай, но и с неменьшим удовольствием занимался в огороде.
Сыновья выросли, обзавелись семьями. Все они приобрели профессию шофёра и работали за баранкой, пока не вышли на пенсию. Их малой родиной стал Сосенский. Невестки очень уважали своего свекра, и рассказывали мне о нем с теплотой.
Иван Тимофеевич умер в 1987 году после болезни. У него две внучки в Калуге и три правнука.
Светлана ГОЛОШИНА