По-разному относятся люди к своему прошлому. Одни живут настоящим, не интересуются ни прадедами, ни историей своей семьи — другие бережно сохраняют семейные архивы, фотографии, документы, передают память о предках молодому поколению. Этот очерк — о жизни и боевом пути солдата Великой Отечественной войны.
В прошлом году, к 70-летию Победы, Ольга Курдасова решила помочь дочери Ане, ученице 6 класса Новосибирского лицея, написать реферат об участии прадеда Ани в войне 1941–1945 г. В его документах нашли письмо в военкомат, и в нём Филипп Андреевич писал о том, где воевал. Ольга задалась целью восстановить по письму весь боевой путь ветерана. Расследование получилась долгим и кропотливым. Помогали все родственники — собирали оставшиеся фото, обращались в архивы и военкоматы разного уровня, по крупицам собирая информацию. И, конечно, вспоминали об отце и дедушке, рассказывая третьему поколению Митряйкиных о прадеде.
Жил в Мордовии парень — Филипп Митряйкин, 1916 года рождения. Как многие советские люди того поколения учился в школе, но рано начал работать в колхозе. В 18 лет, как положено, призвали в армию. После службы вернулся к родителям, вновь устроился на работу. Жить бы да радоваться, думать о будущем. Но… прогремели первые залпы, перечеркнувшие мирные мечты.
От Ельца до Берлина пролёг боевой путь солдата. Воевал в составе 76 стрелковой Ельницко-Варшавской Краснознамённой ордена Суворова дивизии, затем перевели в 16 Литовскую Клайпедскую Краснознамённую дивизию. Командованию была поставлена задача вместе с 143 стрелковой и 6-й гвардейской стрелковой дивизиями наступать в направлении села и железнодорожной станции Змиёвка (юго-восточнее Орла). С декабря по март 1943 года дивизия принимала участие в непрерывных боях, пытаясь прорвать оборону противника, но без успеха. При этом были понесены большие потери.
После войны боец как-то рассказал родным, что при одной из атак речка, через которую прорывались солдаты, настолько заполнилась телами убитых, что стала красной от крови, а из тел образовался затор. Там Филипп спас парня-чеченца, сам израненный, вынес его на себе с поля боя. Вместе попали в госпиталь, вместе после излечения вернулись в войска. Тогда мать Филиппа получила похоронку, но вопреки всему он выжил после ранения.
Так получилось, что неизвестно, в каком полку и какой роте находился Филипп. Однако много позже одна из дочерей вспомнила — однажды отец рассказывал о том, что спасённый им воин-чеченец всегда настаивал, чтобы в разведку их посылали в одной группе. В неотправленном военкому письме ветеран вспоминал лишь те населённые пункты, где или происходили тяжёлые бои, в которых он участвовал, или те, где получал ранения.Следующей в письме упоминается Варшава, под которой солдат был ранен в грудь пулей навылет. Попал в тот же эвакуационный госпиталь. Был награждён орденом Славы 3-й степени и медалью.
После лечения Филиппа Андреевича направили в 312-ю Смоленскую стрелковую дивизию, которая получила приказ командования переправиться на Одерский плацдарм и изготовиться к наступлению на юго-западную окраину Берлина. Была поставлена задача прорвать Одерский оборонительный рубеж на открытом фланге фронта вблизи города-крепости Франкфурта, остававшегося в руках противника за Одером. Часть низководного моста немецкая авиация разрушила, но центральный пролёт соорудили заново и к ночи поставили на место. Переправа началась с наступлением темноты, и действия войск были скоординированы во времени буквально по минутам. Ветеран рассказывает в письме, что передовой батальон дивизии, в котором ему довелось идти с головной ротой, вступил на качающийся мост в тот момент, когда катерники только что причалили пролёт, а сапёры начали его крепить. Солдаты шли вперёд под непрерывным орудийным обстрелом со стороны Франкфурта.
Далее — путь на Берлин. О взятии столицы Германии боец написал коротко: «Мы зашли в Берлин, и он был взят. Маршал Жуков нас повернул на группировку фашистов, где было их 33 тысячи, и мы их уничтожили».
Таков был боевой путь солдата. Столько ранений — и лёгких, и тяжёлых получил воин, но вновь и вновь после госпиталей возвращался в строй. Последнее случилось уже после капитуляции, когда ударный батальон, в котором служил боец, участвовал в окружении и разгроме отдельных группировок противника.
Вернулся с войны ефрейтор Митряйкин домой, в Мордовию. Начал трудиться, устраивать жизнь, женился. Вскоре у молодой пары родилась дочь, затем ещё одна. Глава семьи работал в милиции, а затем перешёл в колхоз. В свободное время подрабатывал плотником — и занятие это нравилось — и дополнительный заработок. Построил хороший, крепкий дом. Семья разрасталась — вот уже два сына и пять дочерей помогают родителям. Отец вспоминал войну, но редко. В те годы рассказы фронтовиков воспринимались как-то привычно — после изучения школьной программы, информации по радио и в газетах о подвигах и доблести советских солдат.
В заботах и хлопотах летело время. Когда младшая дочка, Катя, закончила школу, Филипп Андреевич с супругой были уже пенсионерами. Старшие разъехались-разлетелись по разным краям. Письма приходили из Тулы, Калуги, Москвы, Барановичей.Одна из дочерей, Валентина, после техникума по распределению попала в Сосенский, и постепенно почти все дети Митряйкиных стали жителями нашего города.
Последней покинула родительский кров Катерина — уехала к Валентине, поступила учиться в техникум в посёлке механического завода. Остались старики в опустевшем доме — и загрустили. Что ни говори, а одним жить тяжело. Решились они покинуть родные края — под Новый год переехали в Сосенский, где жили два сына и три дочери со своими семьями. В деревне Марьино купили добротный дом, обустроились. По выходным и во время каникул снова стали раздаваться в саду звонкие ребячьи голоса — подросли внучки и внуки, на летние каникулы приезжали к бабушке с дедом и ребятишки дочерей, сыновей — из Белоруссии, Тулы, Калуги. Взрослые приезжали не только по выходным, но и после работы, вечером. Долго ли на велосипеде доехать до родителей, помочь по хозяйству, продуктов привезти… и пешком невелик путь — всего пять километров.
Разрасталась семья Митряйкиных-Солониных-Галановых. Жили дружно, помогали друг другу, часто собирались все вместе в родительском доме. Внуки очень любили деда — спокойный, отзывчивый, добрый, он с удовольствием с ними общался. О войне рассказывал скупо — о том, как брали Берлин, о жестоком бое под Орлом, где полегли все его товарищи — в живых осталось мало — 31 человек с командиром полка. Вспоминал друга-чеченца, с которым после войны обменивался письмами.
Годы шли, выросли внуки, появились и правнуки. Только стали беспокоить ветерана старые раны — много осколков осталось в теле солдата. К тому времени в Сосенском остались только две дочери, которые по-прежнему заботились об отце с матерью. В июне 1999 года Филипп Андреевич умер. Ровно через год ушла вслед за ним и его жена, Ольга Петровна. Тогда-то и нашли в документах родителей листочек из школьной тетрадки, исписанный с обеих сторон почерком Филиппа Митряйкина.
Это было письмо к военкому, которое солдат, как оказалось, написал давно-давно. В нём ветеран описывал военные действия, в которых участвовал, упоминал, когда и какие получил ранения, перечислял военные награды. Получилось так, что при участии в операции по уничтожению фашистских группировок — уже после взятия Берлина — Филиппа Андреевича ранило в руку, и его отправили в госпиталь. В это время бойца представили к ордену Красной Звезды, но награду он так и не получил.Через много лет после войны кто-то посоветовал ветерану обратиться в военкомат с просьбой отыскать «потерявшийся» орден. Черновик был написан, но так и не отправлен по назначению…
На фронте Филипп Митряйкин заслужил орден Славы 3 степени, медаль «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией»; в мирное время — медали к юбилеям Победы в Великой Отечественной войне.
Теперь все внуки, правнуки и праправнуки будут знать не только о том, какой добрый и отзывчивый был дед, но и о том, как и где он воевал. А в настоящее время в роду Митряйкиных — уже 10 внуков, 18 правнуков и один праправнук.
Никакими словами не передать атмосферы того времени, тягот тех боевых лет, гордости и счастья, с которыми защитники Родины встречали великую Победу, положив конец ужасам Великой Отечественной войны. Вечный поклон им и вечная память!
Светлана ГОЛОШИНА.