Много лет в нашей газете мы пишем о людях нашего города. О тех, кто его строил, о тех, кто в нём живёт и работает, о тех, кто оставляет яркий след на страницах истории Сосенского. В год 65-летнего юбилея города нельзя не вспомнить людей, живших в шахтёрском посёлке в годы его становления.
Молодому посёлку нужны были не только шахтёры для добычи угля в разведанном геологами месторождении, но и люди разных профессий — и они, приезжая в Сосенский, вкладывали свою энергию, свой труд в его развитие. Судьбы их в чём-то похожи, потому что война и послевоенная разруха оставили свой след в их памяти. И всё-таки каждый из этих людей — яркая индивидуальность. Объединяло их то, что они стремились получить образование, приобрести профессию, порой выбирая её по стечению обстоятельств — и, как правило, были верны своему делу всю жизнь.
Нина Степановна и Ромуальд Иванович встретились в Брянске. Она — заведующая библиотекой с педагогическим образованием, он — молодой специалист, попавший в этот город по распределению. Ромуальд любил читать, после работы каждый день приходил в читальный зал клуба железнодорожников, где познакомился с Ниной. Провожал её домой, ходили в кино, беседовали — им было о чём поговорить. Оба любили книги, так что их сблизили и взаимное влечение, и общие интересы. Семья Нины жила в Брянске, отец работал прокурором, то есть в те времена (да и в эти) считался большим начальником. Девушка после школы поступила в Кондровское педагогическое училище, получив профессию учителя. Однако ей нравилось работать в библиотеке. Родители, узнав о решении дочери выйти замуж за Ромуальда, не возражали против их брака.
Ромуальд родился в посёлке Скоморошки Винницкой области 18 февраля 1928 года. Война началась, когда мальчику исполнилось тринадцать лет. Ребята, собирая в садах черешню, узнали об этой беде только поздно вечером.
И подросток с уверенностью сказал родным: «Как бы ни было тяжело, мы выстоим. Мы победим!». А было действительно трудно. Отец ушёл на фронт 9 июля, успел написать семье письмо, а через месяц пришла похоронка. Вскоре в посёлке появились немцы. Ребятишки побежали посмотреть на них. Ромуальд Иванович вспоминает, что в основном они вели себя спокойно. «Только смеялись, глядя на нас, фотографировали — но не трогали. Даже школу полгода не закрывали, но потом оставили лишь начальные классы. Говорили, что им в Европе не нужны грамотные — нужны рабы».
Три долгих года прожили жители в оккупации. Когда Скоморошки освободила Советская армия, паренёк вновь пошёл в школу. Восьмой класс закончил с отличием — учился с удовольствием и старанием. Тогда же произошло несчастье — вместе с ополченцами Ромуальда взяли рыть окопы, в это время началась бомбёжка и его ранило. Он попал в госпиталь, лишился кисти на правой руке. Но парень не пал духом. Впоследствии увечье не повлияло на его умение работать и по дому, и на производстве.
Они с мамой решили уехать в Москву — там жили родственники. Однако мать отправили в ожайск — «на 101 километр», а юношу приняли — как отличника, без экзаменов — в техникум хлебопекарной промышленности. Жил он у тётки — сестры матери. Получив красный диплом, молодой специалист отправился по распределению в Брянск, на старейший в России Самедовский хлебозавод. В марте 1951 года приступил к работе на должности главного инженера — заведующего производством. После свадьбы молодые недолго прожили в Брянске — в 1953 году Драгунова перевели в Ленинградский областной трест «Главхлеб». Он стал работать на Тихвинском хлебокомбинате в той же должности, заведующим производством. Работа нравилась, но были проблемы с жильём. К тому же в 1952 году родилась дочь, Наталья. Через три года Ромуальда перевели в город Сланцы Ленинградской области. К этому времени семья увеличилась — родился сын. У Нины начало пошаливать сердце, и супруги подумывали уехать. Надо сказать, что, по выражению Ромуальда Ивановича, их родственники «разлетелись по всему Союзу». Старшая сестра Нины к тому времени обосновалась в Сосенском, после смерти отца её мама с младшей сестрёнкой приехала к ней. Побывав в гостях у зятя и дочери в Сланцах, мать предложила им уехать в молодой развивающийся посёлок. Так в 1957 году Драгуновы оказались в Сосенском. Им дали комнату в квартире, где проживала семья сестры.
Глава семьи сразу же устроился в ОРС треста Калугашахтострой механиком хлебозавода №1 — так в документах значилась сосенская пекарня. Заведующей пекарней тогда была Мария Иосифовна Швецова. Вспоминая своего начальника, Ромуальд Иванович отмечает, что Швецова хорошо относилась к сослуживцам, была внимательна к подчинённым, и в коллективе сложились нормальные отношения. Но в следующем году произошла реорганизация, пекарня перешла в ведомство Козельского стройуправления. Драгунова перевели главным инженером, затем начальником производства в Козельский хлебокомбинат, где он проработал 31 год — до пенсии.
Нина Степановна начала работать в школе, сначала завхозом (вакансии учителя не было), а через год директор Соломон Борисович Мушат назначил Драгунову на должность руководителя кружка кройки и шитья (по совместительству). С 1960 года Нина Степановна стала преподавать домоводство. Приветливая, общительная, она быстро находила общий язык со своими подопечными. Девочки с удовольствием учились готовить разные блюда — ведь их наставница, по общему мнению, была настоящим мастером своего дела. Научившись же у Нины Степановны шить, многие из них, повзрослев, сами мастерили себе наряды.
В трудовой книжке преподавателя домоводства, педагога 12 разряда, отмечены благодарности, почётные грамоты, премии — «за хорошую постановку учебно-воспитательной работы; за старание и инициативу в работе; за достигнутые успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения, активное участие в общественной жизни школы». В 2005 году Нина Степановна ушла на пенсию, но долго дома не просидела — через год вернулась в родную школу, уже социальным педагогом.
Кстати, супруги несколько лет работали в школе вместе — Ромуальд Иванович — «рабочим, обслуживающим здание и оборудование» — заковыристое название должности, но это только означает, что Драгунов — мастер на все руки. Как, впрочем, и его жена. Окончательно Ромуальд Иванович расстался с работой в 2004 году, Нина Степановна проработала до 2009 года. С гордостью отметил глава семьи, что у его жены стаж работы — 53 года.
Нину Степановну до сих пор помнят её ученики. Вспоминают котлеты, которые она научила печь, самые вкусные торты, и, конечно, то, что педагог воспитала в них трудолюбие и ответственность.
К сожалению, недавно Нина Степановна умерла. В квартире по улице Ломоносова остались теперь Ромуальд Иванович и его дочь. Сын, Андрей, живёт с семьёй в Сосенском, работает на заводе НИИ АП. Дочь трудится фельдшером-лаборантом в городской поликлинике.
У супругов Драгуновых, проживших в браке 67 лет, двое детей, двоевнуков и четверо правнуков.
Светлана ГОЛОШИНА