Если педагог не только даёт своим ученикам знания, но и остаётся в их памяти как самый лучший, это говорит о многом. О Тамаре Емельяновне Теряевой ученики отзывались так: «Вспоминая давно прошедшие школьные годы и уроки математики, которые нам преподавала Тамара Емельяновна, осознаёшь, что нас учил действительно Учитель с большой буквы».
Таких талантливых педагогов, влюблённых в свою профессию и своих учеников, в Сосенском было достаточно много. Они приезжали в небольшой шахтёрский посёлок кто со студенческой скамьи, кто из больших городов, уже с опытом преподавания — и оставались здесь, неся ребятишкам свет знаний.
Их помнят ученики, а дети и внуки бережно хранят старые, выцветшие фотографии, которых, к сожалению, совсем мало. Но есть память. И пока живы те, кто помнит своих любимых учителей, кто помнит матерей и отцов и уважает их нелёгкую профессию — они живы. О своей маме, учителе математики и физики, нам рассказала её дочь, Ирина Муравьёва, выбравшая стезю мамы и ставшая учителем математики.
Тамара Емельяновна Теряева — уроженка Козельского района. Родилась она в деревне Тычково, что находится в 14 километрах от Козельска. В семье Дёминых было уже трое малышей, когда на свет появились девочка — в 1934 году. Мать работала в колхозе, отец — в козельском райисполкоме, затем в Москве. Он приезжал часто, и к началу Великой Отечественной войны в родительском доме звенели голоса трёх девчонок и четырёх мальчишек.
Из Москвы отец, не успев повидаться с семьёй, в 1941 году ушёл на фронт — и пропал без вести. Матери и её пожилой свекрови пришлось вдвоём поднимать детей. Ребятишки росли самостоятельные, помогали по хозяйству. Старшие уже учились в школе.
В школу деревенские дети ходили пешком в Козельск, а это — 14 километров. Когда началась война, Тамаре исполнилось семь лет. Вскоре немцы подошли к Козельску. Семья — две деревенские женщины с подростками и малышами — пережила недолгую, но тяжелую для них оккупацию. Так что в первый класс девочка попала на несколько месяцев позже. Однако Тамара была любознательной девочкой, училась с удовольствием.
Получив аттестат зрелости, девушка поступила в Калужский педагогический институт. Жила в общежитии, обрела подруг и друзей (которые потом не раз приезжали к ней в Сосенский). Училась хорошо, и в 1956 году с дипломом преподавателя приехала в молодой перспективный посёлок. Сразу получила комнату в квартире с подселением — в то время это было в порядке вещей — жилья не хватало, но молодым специалистам помогали сразу.
Через два года Тамара вышла замуж за Дмитрия Теряева, горного мастера третьего горноспасательного участка на шахте, и молодым дали квартиру. Тогда же, в 1958 году, Тамара Емельяновна стала подрабатывать лаборантом и учителем физики в вечернем горноспасательном техникуме, а вскоре перешла туда на постоянную работу. Преподавала математику и физику.
Родилась первая дочь, Тамара Емельяновна после короткого декретного отпуска сразу вышла на работу, а несколько месяцев с девочкой сидела свекровь, причём забрала ребёнка к себе в посёлок Центральный Суворовского района. Поэтому и перешла работать молодая мама в вечерний техникум, чтобы больше времени проводить с ребёнком. Через четыре года появилась вторая дочка — и тут помогли родные — занимались с детьми, когда их мама уходила на работу.
В 1965 году Тамара Теряева вернулась в школу, а через год в дополнение к предметным урокам приняла на себя обязанности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в 5 — 10-х классах.
Дочки подросли, пошли в школу, где их мама работала завучем и вела уроки. Они делали «домашку» самостоятельно и добросовестно, хотя мать никогда не ругала их за ошибки, а деликатно подводила девочек к правильным выводам, стараясь, чтобы они учились мыслить самостоятельно. Дочь, Ирина, вспоминает, что почти не видела маму — она работала с восьми утра до девяти вечера. В памяти Ирины осталось воспоминание: она поступала в первый класс, мама приготовила для неё нарядную форму и портфель, но не смогла отлучиться с работы и попросила знакомую привести девочку на торжественную линейку.
Старшая, Ирина, окончив институт, пришла работать в эту же школу учителем математики и всегда волновалась, если мама-завуч приходила на урок, переживала, анализировала, всё ли сделала методически правильно. Как и с другими молодыми учителями, «разбор полётов» проводился очень тактично, но досконально.
Было тяжело, но Тамара Емельяновна, несмотря на колоссальную нагрузку, всегда выглядела подтянутой, хорошо одетой, с улыбкой на лице. Её уважали и любили все, несмотря на прямой и независимый характер. Завучем Тамара Теряева трудилась до 1970 года, а затем стала работать только учителем-предметником.
Свои предметы она преподавала детям так, что они занимались и физикой, и математикой с интересом, серьёзно. Как учитель она была очень строгой, но справедливой. Как классного руководителя Тамару Емельяновну дети обожали. Она внимательно относилась к детским проблемам, поддерживала, давала дельные советы, знала характер и увлечения каждого своего воспитанника.
Через семь лет по состоянию здоровья Тамара Теряева перевелась из школы в СГПТУ-25. В училище нагрузка была поменьше, и Тамара Емельяновна отработала там учителем математики, а затем завучем ещё четыре года. Её педагогический стаж — 26 лет.
Она болела и не могла работать — но очень тосковала по школе, по детям. И через четыре года решила всё-таки вернуться в педагогику — устроилась воспитателем в детский сад. Однако через восемь месяцев из-за проблем со здоровьем уволилась, выйдя на пенсию. Тамара Емельяновна умерла в 56 лет, в июле 1991 года.
Ирина Дмитриевна вспоминает о маме с теплом и гордостью: «Мама была очень энергичной женщиной, обаятельной, остроумной. Многие работники шахты дружили семьями (отец к тому времени был уже начальником горноспасательного участка). Шахтёры с жёнами и с детьми часто встречались, вместе проводили праздники, отмечали дни рождения, ходили в лес по грибы и ягоды. Зимой устраивали лыжные вылазки на природу. Несмотря на занятость, мама любила вязать, вышивать. Порой сама шила себе и нам с сестрой наряды».
О Тамаре Емельяновне с теплотой писали в своих воспоминаниях те, кого педагог когда-то учила: «Тамара Емельяновна всегда преподносила материал по своему предмету, математике, так, что не требовалось домашней подготовки к уроку. Наш учитель — большой души человек, вторая мама — внимательная, добрая, заботливая. Она умела прочитать на лицах своих учеников все их печали и неурядицы, и к каждому находила индивидуальный подход». «Требовательность и справедливость. Дисциплина на уроках, знание предмета и любовь к нему — это наша любимая учительница Тамара Емельяновна. Мы, девчонки, к тому же считали её образцом женственности, хотели во всём походить на неё».
Вспоминают педагога и родители — Людмила Константиновна и Александр Васильевич Постновы: «… Она покоряла ребят компетентностью, преданностью своей профессии, сердечностью, привлекательным внешним видом (всегда была модно одета). Сын с теплотой вспоминает поездки в колхоз — с классом всегда была их любимая Тамара Емельяновна. Это мужественная женщина, оптимистичная и жизнерадостная. Такой она и осталась в нашей памяти».
Светлана ГОЛОШИНА